понедельник, 22 сентября 2014 г.

Почему ребенок читает и пишет с ошибками?


 Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем приносят родителям нарушения речи, чтения и письма у их детей. Самое неприятное — то, что ребенка-дисграфика учителя часто записывают в безнадежные дураки, считая его неспособным к учебе.

 

Действительно, учиться ему гораздо сложнее. Но при этом дислектики и дисграфики зачастую оказываются не только не глупее, но даже гораздо умнее других детей.

 

 Многие специалисты считают, что если люди, успешно сочетающие работу обоих полушарий мозга, обладают двухмерным зрением, то восприятие дислектиков и дисграфиков — трехмерное. Но, обладая этим уникальным качеством, они зачастую не умеют им пользоваться.

 

Вот и вырастают из них либо гении (например, Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен и Томас Эдисон были дисграфиками) либо… затюканные школой, не уверенные в собственных силах люди. Между прочим, того же Эйнштейна в школе считали непроходимым тупицей. А дисграфику выражением «о’кей»: он ставил на документы визу «ОК» Линдону Джонсону, президенту США, современный английский язык обязан— «все правильно». Но слова «all correct» начинаются не с «оу» и «кей», а с «эй» и «си»…

 

Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!

 

Данные нарушения имеют свои названия: стойкое нарушение чтения  - ДИСЛЕКСИЯ, стойкое нарушение письма – ДИСГРАФИЯ. Нередко оба вида часто сопутствуют друг другу.

 

ДИСЛЕКСИЯ наблюдается у 5-8% школьников. Существует генетическая предрасположенность к такому нарушению, если это расстройство наблюдается у нескольких родственников в семье. Так что если у папы в школе были проблемы с чтением или письмом, то вполне возможно, что точно такие же трудности будут и у детей. Случается также, что у детей все в порядке, а вот внуки получают «по наследству» дедушкины проблемы. Нарушение чтения становится очевидным ко 2-му классу.

 

У детей с дислексией есть характерные ошибки: скорость чтения невысокая, пропуски звуков, добавление звуков, искажение слов, замены букв, пропуски слогов… При чтении учащиеся часто используют прием «чтение по догадке»: прочитав одну часть слова, додумывают и произносят вторую, получая абсолютно другое слово. Часто снижена способность воспринимать, на слух, определенные звук использовать их в собственной речи при чтении и письме. При этом нарушается способность различать близкие звуки: «С-З», «Р-Л», «Т-Д» и т.д. Учитывая это можно сделать выводы о том, почему такие дети неохотно выполняют пересказы,  устные изложения.

 

                                                                                                                                                                    Письмо детей с ДИСГРАФИЕЙ содержит большое количество грамматических ошибок в диктантах, упражнениях, письменных работах и зачастую сопровождается плохим почерком. Анализ письма дисграфиков показывает наличие таких ошибок как:

 

  • Пропуск гласных букв в слове ( упала- упла)

  • Пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных (стог – сог, мост – мот)

  • Перестановка букв в слове  (клюква - клювка, красота – кратоса)

  • Перестановка слогов в слове (бабочка – бобачка)

  • Искажение слов (конь – кони, клюква – кулва)

  • Недописывание слов (помидор – помидо,  станция –станцы)

  • Вставка лишних букв в слове (стоит – стоеит)

  • Неумение обозначать мягкость согласных (камень – камен, лед – лод)

  • Неумение согласовывать слова в роде, числе и падеже (деревья покрылась снегом)

  • Смешение свистящих – шипящих, звонких – глухих (с-ш,  д-т )

  • Смешение букв сходных по написанию ( п-т, м-л, ш-щ

  • Зеркальное написание букв

 

Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. Безусловно, дефект отражается на самооценке ребенка.

 

Как  у любых нарушений  существуют причины нарушений письма и чтения. Одной из причин является недоразвитие фонематического (речевого) слуха. Речевой или фонематический слух позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно, возникают сложности со звуковым анализом и синтезом. Если у ребенка нарушен фонематический слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать правильно. Ребенку сложно читать, так как он не четко слышит звучащую речь. Овладеть письмом ему трудно, так как он не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Обучение осложняется еще и тем, что малыш должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде буквы  в потоке воспринимаемой им речи.

 

Кроме речевого (фонематического) слуха, каждый человек обладает особым зрением на буквы (орфографической зоркостью). Это помогает нам запомнить буквы и воспроизвести их начертания. Нарушение этого компонента также приводит к ошибкам оптического характера.

 

Таким образом, для полноценного обучения ребенок должен иметь интеллектуальное развитие в пределах нормы, речевой слух и особое зрение на буквы.

 

Возникает вопрос: «Можно ли помочь детям с дислексией и дисграфией?». Можно. Такие дети вполне могут овладеть письмом и чтением. Главное условие – систематические занятия со специалистами – логопедами. Конечно, результат у всех детей будет достигнут не за одинаковое время. Кому-то понадобятся годы занятий, а кто-то достигнет успехов уже через несколько месяце


   Дисграфия — серьезная проблема, мешающая нормальной учебе и напрямую связанная с особенностями работы мозга. Поэтому чтобы избавиться от этой «письменной инвалидности», вам, скорее всего, необходимо будет показать своего ребенка специалистам — логопеду, психологу или неврологу.

Если у ребёнка возникают проблемы в обучении необходимо обратить на это внимание. Устранить логопедические нарушения (дисграфию, дислексию)  родителям вряд ли удастся в одиночку, необходимо своевременно обратиться за помощью к квалифицированному специалисту – логопеду. Только такое сотрудничество может дать положительный результат.


              Несколько слов о почерке.                                                                                                     Почерк дисграфика — не просто ужас, а ужас-ужас! Кривые строчки и корявые буквы — это еще полбеды. Слова могут быть написаны в зеркальном отражении, буквы — перепутаны или пропущены, расстояния между словами неравномерные, чудовищное количество ошибок, помарок и исправлений

Кстати, многие современные авторитеты рекомендуют детям-дисграфикам как можно скорее овладеть навыками работы на компьютере. Во-первых, письмо обеими руками развивает мелкую моторику и межполушарные взаимодействия мозга. Во-вторых, текстовые редакторы обычно снабжены системами автоматической проверки грамотности — обращая внимание на подчеркнутые красной линией слова, ребенок будет запоминать правильное правописание. В-третьих, научившись обращаться с клавиатурой, школьник сможет преодолеть комплекс неполноценности из-за невозможности быстро и красиво писать (если, конечно, этот комплекс есть)

Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).

Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы!

 В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости

 Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.


 Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев. Есть трехгранные карандаши и фломастеры. К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш.

Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи.

Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы.

Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим).

                                                                                                                                           

Как научить                                                                                                                                                                 Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради в КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!

Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям.

 При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

Несколько упражнений, которые помогут в преодолении дисграфии:

                                                                                                                           

 Упражнение "Пишем вслух".                                                                                               Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.


Упражнение "Корректурная правка".

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

 

Упражнение «Лабиринт»                                                                                                   Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

                                                            


  Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

 

1. На всем протяжении  занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше, меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком.

3. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.


.Несколько советов родителям:

1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.


И если вы последуете этим советам, то вашему ребёнку будет намного легче учиться.

Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам

Желаю успехов и терпения в победе над дисграфией у детей.

 

 

1 комментарий: